Навигация по сайтуНавигация по сайту

Остеопороз предотвратим!

Переломы костей учащаются после 50 лет, так почему мы не делаем ничего, чтобы предотвратить их? 

Как и у многих людей (и, к сожалению, даже многих врачей!) – у меня были неправильные знания об остеопорозе. 

Как я полагала, достаточно силовых упражнений, кальция и витамина D, чтобы контролировать возрастную хрупкость костей. Препараты, которые лечат болезнь, не стоят риска их применения из-за ужасных побочных эффектов (таких как сломанная челюсть!). Тесты на плотность костей - это что-то вроде мошенничества, тяжелые для многих людей (особенно женщин среднего возраста, таких как я). 

А потом появились сведения, которые не вписывались в картину. Например, не секрет, что переломы шейки бедра являются серьезной проблемой для пожилых людей, поражая более 300 000 человек ежегодно, половина из которых никогда не будет ходить снова без посторонней помощи, а четверть из них умрут в течение года.

Но почему-то я никогда не понимала, что большую часть этих смертей и инвалидностей можно объяснить устойчивой скелетной эрозией остеопороза, которое, как оказалось, довольно хорошо поддается лечению.

К сожалению, ложные идеи, подобные моим, привели нас к вполне предотвратимому кризису здоровья.

Позвольте мне вернуться в 1995 год, когда первый препарат для лечения остеопороза - алендронат (торговая марка Fosamax, аналог в РФ - Осталон), был одобрен после клинических испытаний. Примерно в то же время, когда широко распространилось тестирование плотности костной ткани на основе рентгеновских лучей. Fosamax был первым из нескольких препаратов бифосфоната, которые работают, замедляя оборот костных клеток. Исследования показывают, что они сокращают риск перелома на 20-50%.

Врачи начали назначать новые лекарства, и уровень переломов бедра начал снижаться (хотя причина и следствие недоказуемы). Вероятно, врачи были даже слишком восторженными.

Новый диагноз «остеопения» - низкая плотность костной ткани, которая предшествует остеопорозу, - популяризировалась и часто лечилась, особенно у женщин в менопаузе, когда потеря костной массы самая быстрая. «Многие из нас были практически евангелистами этого лекарства, и всячески его пропагандировали, - признается эндокринолог Этель Сирис из Медицинского центра Колумбийского университета.

Затем, около 2005 года, появились сообщения о редких, но ужасных побочных эффектах: остеонекроз челюсти и странное нарушение костей ног, называемое атипичным переломом бедренной кости (AFF). Это было как холодный душ.

Согласно данным нового исследования, проведенного Этель Сирис и ее коллегами, использование бисфосфонатов снизилось на 50 процентов в период с 2008 по 2012 год. Немедленно повысилось число переломов шейки бедра.

Однако исследования показывают, что оба страшных побочных эффекта чрезвычайно редки - примерно по одному случаю на 10 000 - 100 000 пациентов. Клиницисты также узнали больше о том, кто уязвим, а в случае AFF - как обнаружить предупреждающие знаки. Кроме того, появились новые лекарства, с меньшими рисками.

Но страх уже поселился, и драгоценная защита была потеряна у наиболее уязвимой группы: пожилых пациентов с переломами. В идеале все пациенты старше 50 лет, сломавшие запястье, плечо, бедро или позвонок, должны быть проверены на предмет остеопороза и пройти курс лечения. В действительности, только около 20 процентов проверяются, хотя 15 лет назад тестировались 40 процентов пациентов с переломом тазобедренного сустава.

Врачи, которые изучают и лечат остеопороз, находятся в унынии по поводу этой тенденции. Ведь исследования показывают, что если у вас есть один «перелом хрупкости», вы с тройной вероятностью столкнётесь с риском получения ещё одного в течение года. Почти половина людей, которые сломали шейку бедра, незадолго до того сломали другую кость. Короче говоря, это выглядит сумасбродно - не искать и не лечить остеопороз после первого перелома. Дуглас П. Киль, профессор Гарвардской медицинской школы, называет это «злоупотреблением общественным здоровьем».

Почему не тестируют и не лечат? Тут и помимо проблемы побочного эффекта множество причин. Например, ни одна специальность не занимается именно остеопорозом. Ортопедические хирурги, которые занимаются переломами, не имеют никакой подготовки и (стимула) для лечения ещё и остеопороза, и мало какая страховка требует оценки плотности кости после перелома костей (и это точно не ОМС).

Этель Сирис говорит, что шквал конкурирующих рекомендаций и неверно истолкованных исследований оставляет обычного доктора «немного озадаченным по поводу того, кто должен получать какое лечение и как долго», - говорит эндокринолог Стивен Харрис, клинический профессор медицины Калифорнийского университета в Сан-Франциско ,

Наконец, есть простой факт, что это тихая болезнь. Мы не чувствуем, что наши кости слабеют; нет и не будет боли - пока они не сломаются. Но будет весьма прискорбной ошибкой ждать этого!

Клаудиа Уоллис | Scientific American

Опубликовано: 21.03.2018 в 03:10

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: