Навигация по сайтуНавигация по сайту

Причины употребления наркотиков подростками


Издавна предпринимались попытки понять, почему люди приводят себя в состояние одурма­нивания и опьянения, что заставляет их добро­вольно отдаваться неконтролируемой стихии без­умия. Это безумие, ставшее искушением, зани­мает людей с тех пор, как, в отличие от санкцио­нированного обществом ритуально­го, коллективного и лечебного употребления, от­дельные индивиды начали принимать наркотики по собственному разумению. Наркотики давали возможность погрузиться в совершенно иной опыт, освободиться от привычных связей, от пов­седневной упорядоченности форм, открывали не­исчерпаемость значений и образов. Побуждения к побегу, стремление превзойти монотонность своей жизни всегда являлись основными потреб­ностями души. Даже опасность редко останавли­вала человека на этом пути.

Современные ученые достаточно подробно раз­рабатывают объяснения возникновения наркоти­ческой зависимости и выделяют 3 основных на­правления, 3 группы факторов наркотизации:

1) социологические, включающие влияние общества и семьи;

2) биологические, объясняющие склон­ности к злоупотреблению особенностями организма;

3) психоло­гические, рассматривающие особенности и отклонения в психике.

Семья.

Как пра­вило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно дока­зано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви. Существуют понятия «семейный дефи­цит» и «социальный голод», когда ребенок рас­тет без внимания и заботы, без необходимого об­щения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.

Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оце­нивать непослушание, плохую успеваемость, от­чуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «сек­реты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и куль­турный уровень, избиение и психологическое на­силие детей, насилие между родителями. У та­ких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокой­ство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживани­ем одиночества, пустоты, ненужности. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, полу­чившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом не­благоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполно­ценности, переживают чувство мести и ненавис­ти к родителям и учителям, не желающим по­нять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства.

Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Ро­дителям важно понять, что он нуждается не толь­ко в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного вре­мени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уро­вень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрос­лых, тем больше он доверяет жизненным ценнос­тям родителей, тем реже попадает под власть сию­минутных впечатлений и развлечений, предлага­емых ему «на улице».

// "); // --> Психологические факторы.

Благоприятным поводом попробовать наркоти­ки становятся эмоциональные расстройства, деп­рессии, потребность выровнять настроение. Спо­собность седативных (успокоительных) наркотиков снимать тревогу, подавлен­ность, напряжение, раздражительность, побужда­ет их использовать как средство от депрессии. В ее тяжелых формах употребление наркотиков становится выражением стремления к самоуничтоже­нию медленным самоубийством. Если сначала на­ркотик «работает» средством от депрессии, то спус­тя очень короткий срок сам становится ее источ­никам. Частота депрессий резко увеличивается, особенно в подростковом возрасте.

Подростковый возраст с его неустойчивой са­мооценкой и эмоциональной уязвимостью — на­иболее удобное время приобщения к наркотикам. Подростки также склонны воспринимать общес­тво как враждебную силу. Если психически здо­ровая личность реагирует на стресс собранностью, активностью, приспосабливаясь к экстремальной ситуации, у людей со слабой и подорванной пси­хикой стресс оборачивается подавленностью и невротическим поведением.

Существует психическая предрасположенность одних детей и большая устойчивость других к наркологическим заболеваниям. Высокая воспри­имчивость к наркотикам кроется в индивидуаль­ных особенностях психики ребенка. Неустойчивый тип характеризуется отсутстви­ем нравственного стержня, страстью к бездумным попойкам и любым другим увеселениям.

Биологические факторы.

Различные люди по-разному реагируют на ток­сические и биологические воздействия. В эпиде­мию заболевают не все, при массовых отравлени­ях некоторые остаются здоровы. Люди по-разно­му переносят жару и холод. Наркотическая зави­симость тоже развивается далеко не у всех. Про­буют наркотики гораздо больше людей, чем забо­левают наркоманией. Однако особо предрасполо­женные к тому или иному веществу заболевают наркоманией с первого раза.

Наследственность свойственна почти всем нар­команам, 85% молодых людей, лечившихся от наркомании, обнаруживают алкогольную наслед­ственность. Многие, начавшие злоупотребление в раннем возрасте, сознательно предпочитали наркотики алкоголю, так как принятие спиртного вы­зывало у них отвращение из-за воспоминаний об отце-алкоголике.

Одной из значимых причин обращения подростков к наркотикам является инфантилизм — неспособность принимать решения, стремление идти по более простому пути. В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек в той или иной степени владеет своими желаниями. Самоконтроль — не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления наркотическими веществами, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым. В этом — опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе возраст.

Опубликовано: 24.06.2011 в 20:07

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: