Навигация по сайтуНавигация по сайту

Вторая пандемия - «черная смерть»

4. Вторая пандемия - «черная смерть»

Вторая пандемия чумы известна под именем «черная смерть». Такое название болезнь получила в Дании за то, что трупы умерших от неё людей и животных чернели после смерти. «Черная смерть» распространилась в XIV веке по всей Европе, Азии и северному побережью Африки.

В конце первой половины XIV века Европа и Азия вновь охвачены войнами: русские сдерживают очередной натиск монголов, которые движутся из Средней Азии через степи Поволжья. Полчища Батыя, уничтожив Киев, устремляются на юг Европы, откуда открывается дорога на Германию, Францию, Италию, но Батый не решается идти дальше. Дойдя до Триеста, он поворачивает назад. Одновременно из Малой Азии наступают турки, грозя Константинополю. Началась Столетняя война между Англией и Францией, в Европе народные восстания следуют одно за другим.

Первый случай заболевания был отмечен в октябре 1347 года, когда 12 итальянских кораблей, вернувшихся из плавания в Черное море, пришвартовались в сицилийском порту Мессина. Моряки и пассажиры на этих кораблях умирали либо уже умерли «от моровой язвы, проникшей до самых костей».

В январе 1348 года чума была уже в Марселе, весной - в Париже. «Чума, великая чума, пришедшая из глубины Азии, обрушила свой бич на Францию злее, чем на все прочие государства Европы. Городские улицы превратились в мертвецкие предместья - в бойню. Здесь унесло четвертую часть жителей, там - третью. Целые селения опустели, и остались от них среди необработанных полей лишь хижины, брошенные на произвол судьбы...» (Морис Дрюон. «Когда король губит Францию»). В сентябре чума пришла в Англию, затем она достигла Германии. Эпидемия также бушевала в Бургундии и в королевстве чешском. Скандинавские страны подверглись нашествию чумы в 1349 году. Страны Восточной Европы - в 1350-м.

В Европе чума унесла 25 миллионов жизней - практически четверть её населения. Численность жителей Европы смогла вернуться к тому числу, которое она составляла до эпидемии, лишь спустя сто лет.

Вспышки чумы отмечались до XVII века в Сирии, Турции, Иране, Афганистане, Польше, России, Германии. Последняя вспышка чумы в Англии произошла в 1665 году, когда погибло около 100000 человек.

На Руси эпидемия чумы началась в 1351-1352 годах в Пскове и распространилась затем в Смоленск, Киев, Чернигов, Суздаль. В 1363 году эпидемия охватила Новгород, Казань, Переславль, Коломну, Владимир, Дмитров и окрестности Москвы, где в день умирало 70-150 человек.

Говоря о чуме в России, сразу расскажем, о том, что она заходила на её территорию не только в XIV веке. Легочная и бубонная чума отмечались в 1417 г. в Пскове, Новгороде, Владимире, Суздале, Дмитрове, Твери, Торжке.

Весной 1769 года началась война между Россией и Турцией; в русских войсках, вторгшихся в Молдавию, появляются первые случаи чумы. Достоверно известно, что по приказу графа Румянцева войска генерала Штефеля осадили, о потом разграбили крепость Юра в Валахии, где уже были больные чумой. Из армии чума была занесена в Киев, оттуда в 1770 году в Москву, где она достигла апогея в 1771 году. В ту эпидемию в Москве от инфекции умерло более 50 тысяч человек; в разгар эпидемии, в августе 1771 года, умирало от 600 до 1000 человек. Жителями овладела паника, 3/4 населения обратились в бегство. Эти события, вошедшие в историю под названием «моровой язвы», окончились мятежом, направленным главным образом против врачей и духовенства; мятеж был подавлен силой оружия.

Еще в XVI веке в России стала применяться продуманная система противочумных и карантинных мероприятий. В 1602 году царь Борис Годунов приказал устроить пограничные заставы «по всему рубежу» для предохранения заноса заразы из Смоленска в


Костюм лекаря, отправляющегося к больному чумой.


другие города. Зараженные деревни «засекали», возле них выставляли сторожей, сообщение между зараженными и незараженными деревнями запрещалось под страхом смертной казни. В государевых мастерских палатах и на казенном дворе были заложены кирпичом и замазаны глиной все окна и двери, чтобы не допустить проникновения в комнаты ветра; грамоты, присылаемые царскому семейству, переписывались «через огонь».

Как видно из Новгородской летописи, в 1572 г. в Новгороде было запрещено хоронить людей, умерших от заразной или повальной болезни около церквей, а велено хоронить их далеко за городом. На улицах были устроены заставы, а дворы, где умер человек от повальной болезни, велено было запирать, не выпуская их них оставшихся в живых, которым приставленные ко двору сторожа подавали пищу с улицы, не входя во двор; священникам запрещено было посещать заразных больных; за ослушание виновных сжигали вместе с больными. Кроме того, собирались сведения о том, не существует ли где-нибудь мор.

В «Истории Московии» Милтона мы находим указание на то, что английского посланника Дженкинсона, приехавшего в 1571 г. в третий раз в Россию, долгое время задерживали в Холмогорах. Он прибыл на корабле через Белое море, потому что в России в это время была чума. Сообщение Милтона интересно в том отношении, что здесь описан первый пример карантина в России, и притом по отношению к приехавшему иностранцу.

Сухие цифры говорят о масштабах эпидемии чумы в Москве в 1654 году. В Чудовом монастыре умерло 182 монаха, 26 осталось; в Посольском приказе умерло 30 толмачей и 30 осталось; у боярина Бориса Морозова умерло 343 человека, осталось 19; у князя Алексея Никитича Трубецкого умерло 270 человек, осталось 8; в Успенском соборе остался один священник и один дьякон; в Благовещенском соборе остался один священник; у боярина Стрешнева из всех дворовых людей остался один мальчишка... Продолжать можно очень долго, но всюду наблюдается одна картина - выживали единицы.

Многое говорит следующий факт - когда в разгар московский эпидемии чумы в 1654 году царица переезжала из стана на реке Нерли в Колязин монастырь, стало известно, что через дорогу было перевезено тело дворянки Гавреневой, умершей от заразы. Было приказано: на этом месте и на десять саженей вокруг него навалить дров и сжечь их дотла; угли и пепел увезти вместе с землей, а новую землю привести из отдаленного места.

Вообще, нельзя не отметить роль, которую сыграли эпидемии чумы в развитии учения об инфекции и мерах по борьбе с ними. Например, в 1348 году на острове св. Лазаря близ Венеции были организованы первые в истории карантины - специальные дома, где в течение сорока дней выдерживались лица, прибывшие в город из мест, зараженных чумой. Слово «quarantena», обозначавшее эту изоляцию, происходит от итальянского «quaranta gironi» - «сорок дней».

В средние века причины эпидемий не были известны. Их часто связывали с землетрясениями, которые, как утверждал немецкий историк медицины Генрих Гезер, «во все времена совпадали с опустошениями от повальных болезней». По мнению других, эпидемии вызываются «миазмами» - «заразными испарениями», которые «порождаются тем гниением, которое совершается под землей», и выносится на поверхность при извержении вулканов. Третьи думали, что развитие эпидемий зависит от положения, поэтому иногда, в поисках астрологически более благоприятного места люди покидали пораженные города, что, с одной стороны, понижало опасность их заражения, а с другой -способствовало распространению инфекции. Первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута итальянским ученым Джироламо Фракасторо (1478-1533). Он был убежден в специфичности «семян» заразы (то есть возбудителя). Согласно его учению, существует 3 способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы, и по воздуху на расстоянии.

Опубликовано: 25.02.2008 в 20:00

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: